До 1990 года в России медицинскую помощь можно было получить только в государственных учреждениях и, естественно, бесплатно. Разумеется, если пациент хотел, чтобы к нему отнеслись более бережно и внимательно, а услуги оказали быстрее и качественнее, он это мог получить за деньги. Другое дело, что такие платежи были полностью теневыми и были легализованы только в течение последующего десятилетия.

В нулевых интерес пациентов к частным клиникам и постепенное внедрение законопроектов, регламентирующих деятельность коммерческих ЛПУ, сформировали рынок платных медицинских услуг в том виде, в котором мы знаем его сейчас.

В течение двух последних десятилетий стагнационные процессы имели место, но в целом потребительский спрос уверенно увеличивался с каждым годом. В настоящее время доля частных клиник составляет порядка 40 % от общего числа лечебно-профилактических учреждений в РФ.

В этой статье мы расскажем о нынешних реалиях и тенденциях российского рынка коммерческой медицины и о том, как на нем отразилась пандемия COVID-19.

Факторы развития рынка медицинских услуг

По мнению специалистов, сектор коммерческой медицины в ближайшее время будет развиваться за счет следующих факторов:

  • активное инвестирование в открытие новых многопрофильных центров;
  • развитие традиционных провайдеров медицинских услуг в крупных городах;
  • расширение спектра услуг в существующих коммерческих клиниках;
  • укрупнение сетей частных клиник, открытие новых филиалов;
  • консолидация мелких игроков с масштабными сетевыми компаниями.

Даже при том, что пандемия COVID-19 на текущий момент времени продолжается, владельцы федеральных сетей не боятся активно инвестировать. Ставка делается на то, что инвестиции гарантированно и многократно окупятся благодаря расширению присутствия в системе обязательного медицинского страхования — государство увеличит количество квот и снизит тарифы.

Увеличение количества слияний мелких игроков с федеральными компаниями прогнозируемо за счет того, что небольшим одиночным клиникам становится все сложнее конкурировать с сетями.

Отдельного упоминания заслуживает так называемая ритейлизация медицинских услуг. С развитием телемедицины пациенты смогут получать многие виды врачебной помощи дистанционно. При том, что перечень заболеваний, которые не требуют очной встречи со специалистом, является обширным, этот прогноз уже не кажется утопичным.

Преимущества частных клиник перед государственными ЛПУ

Постоянное устойчивое развитие рынка коммерческой медицины происходит в том числе и за счет укрепления конкурентных преимуществ частных клиник перед государственными ЛПУ, в числе которых:

  • расширение ассортимента оказываемых медицинских услуг, в том числе и редких узкоспециализированных направлений;
  • развитие диагностических возможностей;
  • внедрение новых технологий лечения с доказанной высокой эффективностью;
  • оказание дистанционных консультаций;
  • обучение и расширение квалификации штатных специалистов;
  • улучшение качества сервиса;
  • развитие и популяризация медицинского и оздоровительного туризма, который сегодня возможен исключительно на платной основе.

Очевидное преимущество частных клиник перед бюджетными ЛПУ, которое стоит вынести в отдельный пункт, — их очевидная востребованность у молодого платежеспособного поколения. Его представители ведут здоровый образ жизни, следят за своим здоровьем, хотят получать качественные медицинские услуги и готовы их оплачивать. В этом контексте платная медицина готова предложить гораздо больше, чем госучреждения.

Активное участие коммерческих клиник в системе обязательного медицинского страхования по направлению высокотехнологичной помощи также немало способствует развитию рынка платных медицинских услуг. Здесь следует принимать во внимание, что это обеспечивается за счет активного участия самого государства.

Доступ коммерческих организаций к системе госгарантий упрощается, а ценообразование в рамках ОМС становится все более прозрачным.

Новые направления и тенденции развития рынка коммерческой медицины

Ниже мы перечислим основные направления развития рынка платных медицинских услуг и сопутствующих отраслей:

  1. Появление новых медицинских специальностей, лечебных и диагностических методик и активный спрос на них. В этом плане Россия соответствует мировым трендам, декларируемым ВОЗ.
    Многие российские медики — постоянные участники ведущих отечественных и зарубежных конференций и уважаемые члены международного медицинского сообщества. Также наши специалисты принимают активное участие в диалогах по вопросам борьбы с редкими, а также с трудно- и неизлечимыми заболеваниями.
  2. «Повальная» цифровизация. С популяризацией тренда на ЗОЖ россияне становятся все более грамотными в отношении повышения качества и продолжительности жизни.
    Здесь можно говорить не только о развитии телемедицины, но и о росте количества разработок персональных портативных гаджетов, которые позволят отслеживать жизненно важные показатели здоровья в онлайн-режиме. Иначе говоря, люди получат возможность контролировать свое здоровье «на ходу». Диагностика заболеваний при этом станет в разы более качественной и своевременной.
  3. Развитие геронтологии и ухода за маломобильными пожилыми пациентами на дому. С увеличением средней продолжительности жизни возрастает спрос на сохранение ее высокого качества так долго, насколько это возможно.
    По сравнению с США и большинством европейских стран в России это направление развито достаточно слабо. Однако количество коммерческих домов престарелых, реабилитационных центров и клиник паллиативной медицины растет с каждым годом. На сегодняшний день перечисленные сервисы рассчитаны на весьма ограниченный сегмент аудитории, в США и Европе эти услуги оплачивает государство.
    Тем не менее, спрос на такие услуги медленно, но растет, и в настоящее время значительно превышает предложение. Выровнять ситуацию и удовлетворить потребности рынка поможет активное сотрудничество профильных коммерческих организаций и государства.
  4. Развитие биохакинга. Растет интерес молодой платежеспособной аудитории к лайфстайл-продуктам, способствующим улучшению качества жизни и максимальному замедлению процесса старения организма. Это и фитнес, и составление программ правильного питания, и следование актуальным трендам ЗОЖ в целом. Основная идея — поддерживать состояние здоровья на стабильно высоком уровне, а не лечиться.
    Кроме того, уже сегодня в некоторых аптечных сетях, ТРЦ с высокой проходимостью, вокзалах, аэропортах, мобильных пунктах можно оперативно сделать некоторые виды диагностики, проверить зрение и даже пройти обязательную вакцинацию. С развитием этого тренда ожидается, что ассортимент скрининговых услуг, которые можно будет получить в любом удобном месте (не в специализированной клинике, а просто по дороге в кино) и в течение часа, существенно расширится.
  5. Перепрофилирование «непрофильных» объектов в масштабные лечебно-диагностические центры. Звучит несколько утопично, но некоторые эксперты отмечают перспективность и особую логику перепрофилирования в медицинские учреждения ТРЦ с высокой проходимостью.
    С развитием онлайн-торговли торговые центры перестанут представлять интерес для арендаторов, многие из которых уйдут в формат интернет-магазинов. Логичное решение для собственников — не продавать опустевшие площади, а перепрофилировать их в масштабные медицинские центры. Удобное расположение, высокая транспортная доступность, вместительный паркинг — не основополагающие, но важные факторы, которые позволят привлечь большое число пациентов.
  6. Частные медицинские центры в собственности у работодателей. Уже сейчас многие крупные компании в рамках ДМС организуют для своих сотрудников качественную диспансеризацию и скрининги в зависимости от их состояния здоровья и возраста. Следующий шаг — открытие собственных медицинских клиник.

Влияние пандемии COVID-19 на медицинский рынок

В острый период пандемии коронавируса большинство пациентов избегало посещать медицинские учреждения, в частности, многопрофильные, из-за высокого риска заражения. Это обстоятельство особенно сильно повлияло на посещаемость бюджетных учреждений здравоохранения, в которых реализовывались государственные программы по профилактике и лечению COVID-19. Непереболевшие люди опасались контакта с возможными инфицированными и временно отказывались от плановой бесплатной медицинской помощи.

Кроме того, многие государственные ЛПУ были перепрофилированы в ковидные госпитали, сотрудники которых экстренно проходили обучение и направлялись на борьбу с COVID-19. За счет этой вынужденной меры на какое-то время образовался дефицит бесплатных узких специалистов.

Пандемия коронавируса нанесла серьезный ущерб и коммерческим клиникам. Согласно данным из открытых источников, вплоть до повсеместного введения режима повышенной готовности весной 2020 года, медицинский рынок уверенно опережал показатели своего развития за прошлый год. Но уже в апреле 2020 года спрос на платную медицинскую помощь рухнул в два раза.

Многие остались без работы или потеряли часть своих доходов и попросту не смогли позволить себе лечиться платно. Кроме того, даже постоянные платежеспособные пациенты временно отказались посещать коммерческие клиники, которые предоставляли услуги КТ и МРТ для пациентов с выраженной ковидной симптоматикой.

Однако как раз за счет того, что в государственных ЛПУ из-за перепрофилирования образовалась нехватка узких специалистов, а коммерческие клиники по-прежнему предлагали все виды медицинских услуг вкупе с качественными антиковидными профилактическими мерами, показатели развития рынка платной медицины стали понемногу восстанавливаться.

На сегодняшний день платную медицинскую помощь бесплатной предпочитает каждый четвертый гражданин РФ.

Статистика спроса на разные виды помощи

При введении режима повышенной готовности спрос упал в первую очередь на плановую медицинскую помощь — и амбулаторно, и в стационаре. При этом стали очень востребованными услуги коммерческих лабораторий.

Согласно статистике PwC платная медицинская помощь подорожала за минувший год в среднем на 7,6 %. Это связано со снижением доходов частных клиник из-за массового отказа от посещения медучреждений в пик пандемии и потом. Некоторые руководители коммерческих ЛПУ отмечают, что особенно снизилось число пациентов пенсионного возраста.

Пандемия активировала механизм отложенного спроса у пациентов с хроническими заболеваниями в ремиссии и неострыми состояниями. Многие из них отложили плановые и профилактические медицинские осмотры с марта по сентябрь 2020 года.

Неудивительно, что почти полугодовое затишье вкупе с режимом самоизоляции спровоцировали всплеск «популярности» услуг стоматологов, онкологов, гинекологов, психотерапевтов, психиатров, неврологов, ревматологов и ортопедов. К последним обращались в основном пациенты пожилого возраста, у которых вследствие вынужденного длительного сидения дома обострились хронические заболевания опорно-двигательного аппарата.

Вместо заключения

Потребители платной медицинской помощи становятся все более требовательными. Помимо безупречного качества оказания услуг для пациентов стали немаловажными качество сервиса, экономия времени, возможность использования цифровых решений.

Рынок платных медицинских услуг понес существенные потери в результате прошлогодних самоизоляции и локдауна, особенно пострадала сфера коммерческой стоматологии.

Однако уже к осени в большинстве медицинских отраслей количество визитов к специалистам среднего ценового сегмента и эконом-класса вернулось на допандемический уровень. Услуги премиум-класса, эстетическая медицина и пластическая хирургия до сих пор переживают некоторый спад спроса. Однако при отсутствии экономических катаклизмов есть все шансы, что к 2022 году ситуация выровняется.

Прогноз дальнейшего развития сектора платной медицины следующий: в долгосрочной перспективе он будет представлен умеренным количеством многопрофильных медицинских центров в премиальном ценовом сегменте и большим числом узкоспециализированных клиник (УЗИ-студий, центров планирования семьи, стоматологий и т. п.).

Бесплатная 15-минутная консультация

Обсудим задачи и расскажем о Топ-5 самых эффективных инструментах в медицинском интернет-маркетинге