Медицинская информационная система автоматизации документооборота (МИС) — прогрессивный программный продукт, разработанный для оптимизации основных направлений работы клиники любой специализации. За рубежом используют аббревиатуру HIS (Hospital Information System), которая переводится как «госпитальная информационная система». Возможна интеграция с дополнительными модулями и другими программами, например, с 1С.

В статье мы подробно расскажем, что такое МИС, какие функции она выполняет, и перечислим особенности некоторых наиболее интересных с нашей точки зрения систем.

Задачи, которые решает внедрение МИС

Медицинское учреждение — государственное или коммерческое предприятие, в котором непрерывно происходят бизнес-процессы, связанные с обследованием и лечением пациентов. В каждом таком процессе задействована цепочка: пациент ↔ врач ↔ младший медперсонал ↔ кассир/сотрудник ресепшена ↔ внешние подрядчики (страховая компания). От эффективности работы этой цепочки, проработки мельчайших нюансов, согласованности действий всех звеньев зависят качество оказанных услуг и удовлетворенность клиента.

С внедрением в работу медицинских организаций информационных систем стали возможными:

  • эффективное управление деятельностью учреждения;
  • удобное оперирование электронным документооборотом;
  • слаженная работа с пациентами, персоналом;
  • оперативное отслеживание всех организационных, юридических и финансовых моментов.

Основные компоненты МИС

Для любого такого продукта предусмотрены основные и дополнительные модули, которые можно компоновать, чтобы настроить систему для конкретного учреждения.

Так, для эффективного управления именно медицинской организацией разработаны следующие компоненты:

  1. Медицинские. Все, что связано с пациентооборотом: медкарты, протоколы лечения, запись к специалистам, учет больничных листов, цифровые данные клинических исследований, показатели приборов мониторинга за состоянием пациента. В таких модулях отражено также сопровождение пациентов при переходе из одного вида медучреждения в другой (амбулатория, поликлиника, стационар).
  2. Управленческие и аналитические. Система поддержки принятия врачебных решений, аудит эффективности и качества предоставления услуг населению, ведение управленческого учета. Внедрение модуля позволит быстро выявить проблемные узлы, оптимизировать процессы. Пользователи смогут оперативно найти данные по заданным параметрам, вывести на экран в виде удобных для восприятия таблиц, графиков и распечатать. Здесь действует ограничение на уровень доступа.
  3. Финансово-экономические. Подключение модуля позволит навести порядок в бухгалтерии, в учете медикаментов, хозяйственном секторе. Доступны инструменты для начисления надбавок сотрудникам клиники, расчета тарифов на услуги, себестоимости лечения, проведения экономического аудита.
  4. Общетехнические. Возможность интеграции МИС в другие системы и программы, упорядочивание доступа пользователей, защита баз данных.

В системах также предусмотрены мессенджеры для общения сотрудников клиники, доски объявлений для новостей, иной нужной информации.

Преимущества МИС

Любое медицинское учреждение ежедневно пропускает через себя сотни пациентов. Людской поток надо регулировать и направлять, этим занимаются регистратура и ресепшн.

Кроме того, нужно составлять графики работы врачей и медицинского персонала. Чтобы больница нормально функционировала, все кабинеты должны быть оснащены расходными материалами, за которые отвечает старшая медицинская сестра. Работа бухгалтерии также требует контроля. Таким образом, руководство должно постоянно держать руку на пульсе.

Применение медицинской информационной системы избавит от непрерывного ручного заполнения всевозможных бумаг, больничных листов, медицинских карт. Позволит автоматизировать работу всех узлов и отделений клиники следующим образом:

  • повысить качество услуг населению, нивелировать влияние человеческого фактора — исключить такие распространенные ошибки, как потеря медкарты, выдача результатов исследования не тому пациенту, путаница в записях к врачу;
  • всесторонне контролировать работу сотрудников;
  • внедрить единые стандарты обслуживания.

Отдельного внимания заслуживает сервис «Телемедицина». Каждый врач может в онлайн-режиме проконсультироваться с коллегами из других клиник по важным вопросам, особенно касающимся постановки диагноза и назначения правильного лечения. В экстренных случаях такие телемосты буквально спасают больных.

Медицинская информационная система также облегчит жизнь пациентов, которые будут избавлены от очередей в регистратуру за талоном к врачу. Когда система будет интегрирована в сайт клиники, граждане смогут записаться к любому специалисту онлайн на удобное время. Каждый пользователь будет иметь личный кабинет, где может в любое время просматривать свои назначения, результаты обследований, в том числе рентгеновские снимки. Система позволит также быстро и удобно оформить вызов врача на дом.

Обзор современных МИС

На рынке представлено немало информационных платформ. Зная преимущества и недостатки каждой, можно выбрать наиболее подходящую для конкретной клиники. Рассмотрим наиболее интересные из них.

Medods

Система создана для коммерческих и стоматологических учреждений, а также российских сетевых клиник. Платформа доступна к работе в локальной и облачной сети (SaaS).

Оснащена всеми базовыми опциями, в числе которых: ведение электронных медкарт, онлайн-запись на сайте клиники, формирование договоров, иных документов, выставление счетов за услуги, транзакции платежей, хозяйственный учет, а также акции, пуш и SMS-рассылки.

Преимущества Недостатки Условия приобретения
Наличие записи к врачу онлайн, встроенная интеграция с телефонией UIS и другими по API (Asterisk), с программой 1С. Клиентское и техническое сопровождение (входит в стоимость покупки лицензии). Простой интерфейс Отсутствует многофакторная авторизация, ограниченные возможности хранилища данных. Отсутствует демо-версия Предусмотрено 2 способа приобретения: облачное абонентское использование или разовая покупка лицензии. Оплата по подписке

Clinic365

Удачное CRM-решение для частных клиник. Работать можно как локально, так и на сервере. Имеет основные модули: учет клиентов, управление расписанием врачей, контроль расчетов с пациентами. Перед началом работы понадобится вручную заполнить справочные блоки по сотрудникам и больным, графикам работы, услугам.

Преимущества Недостатки Условия приобретения
Настройка алгоритма работы с пациентами, интегрированная CRM-система, интеграция телефонии (Oktell, Телфин), гибкие опции работы с электронными медкартами, авторизованные отчеты, управление доступом Отсутствие пробного доступа, многофакторной авторизации, нет опции рассылок клиентам 2 вида лицензии: бессрочная и временная. Цена за первую зависит от величины штата клиники, заливание на сервер — бесплатное, плата за лицензию вносится один раз. Временная лицензия оплачивается раз в год. Оплата по подписке

MedElement

Помимо базовых модулей оснащена мощной справочной системой на облачном сервисе. Подходит для любых клиник, аптек, стоматологий. Содержит справочники болезней, терминов, лекарственных препаратов, лабораторных показателей, можно даже размещать медицинские обзоры.

Преимущества Недостатки Условия приобретения
Мобильное приложение для поиска нужного врача, записи на прием, общения. Встроена технология помощи врачам в принятии решений, так как МИС связана с базой медицинских справочников Громоздкий интерфейс Абонентская плата за выбранный период: месяц, 6 месяцев, год

Выше мы рассказали об особенностях систем, которые кажутся нам наиболее интересными, фактически на рынке их намного больше. Достаточно востребованные МИС — «Инфоклиника» и «Медеск». Любая информационная система имеет свои достоинства и недостатки, на которые стоит обратить внимание перед покупкой.

Разработка МИС

В основном медицинские учреждения приобретают готовые системы, ориентируясь на тип клиники, количество и масштаб повседневных задач. Индивидуальную разработку чаще всего заказывают частные клиники. Чтобы выбрать подходящее программное решение, нужно ориентироваться на два фактора: способ пользования и стоимость системы.

МИС поставляется либо в облачной сети (SaaS), либо устанавливается на сервер компании. Первый способ выходит дешевле и удобнее для покупателя: оплатил и можно пользоваться. Поддержку берут на себя разработчики. Из минусов — не всегда и не в каждую систему можно внедрить все желаемые опции.

Установка на собственный сервер гарантирует отсутствие третьих лиц в пользовании системой, сбором, управлением данных. Доступны дополнительные модули и гибкие настройки.

Вместо заключения

Цена на МИС зависит от внедренных дополнительных модулей. В каждой клинике есть так называемые АРМ — автоматизированные рабочие места: АРМ регистратуры, АРМ врача, АРМ среднего персонала и т. д. На стоимость платформы влияет объем всех АРМ, и цена будет индивидуальной.

Любая медицинская информационная система позволит значительно сократить издержки на жизнедеятельность учреждения, а также освободит время, которое можно использовать для решения других рабочих задач.

ПОДЕЛИТЕСЬ  

Бесплатная 15-минутная консультация

Обсудим задачи и расскажем о Топ-5 самых эффективных инструментах в медицинском интернет-маркетинге