Управление медицинским центром — востребованное направление в бизнесе. Открыть частную клинику с нуля непросто. В лицензировании деятельности, выборе места расположения, закупке оборудования и наборе персонала есть свои нюансы. Однако при грамотном развитии бизнеса удастся окупить все затраты за 2-3 года, даже с учетом высокой конкуренции в сфере медицинского обслуживания.
Выбор направления
Специфика работы определяет успешность бизнеса и скорость окупаемости вложений. Не стоит действовать без предварительного плана. Еще на начальном этапе разработки стратегии нужно проанализировать, какие медицинские услуги особенно востребованы в регионе.
Клиника может специализироваться на одном узком направлении. В этом случае потребуется помещение меньшей площади, а также сократятся расходы на закупку оборудования. Но и поток клиентов будет ограничен.
В целом по РФ востребованы следующие направления:
- диагностика;
- стоматология;
- косметология и эстетическая медицина;
- офтальмология;
- гинекология и репродуктивная медицина.
Более сложная задача — открытие многопрофильного медицинского центра. В этом случае понадобится просторное помещение и полный штат специалистов разных областей. На этом этапе стоит продумать, на какой возраст пациентов будет ориентирована клиника — только на взрослых или возможен детский прием.
Основные юридические аспекты
Деятельность частных клиник строго контролируется надзорными органами здравоохранения. Чтобы не расплачиваться за необдуманные шаги и досадные ошибки, нужно заранее изучить законодательную базу.
Основные документы для ознакомления:
- Федеральный закон № 323-ФЗ Об основах охраны здоровья граждан в РФ;
- Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность;
- Положение о лицензировании медицинской деятельности СанПиН 2.1.3.2630-10.
Следующий шаг — регистрация деятельности. Открыть ООО может один или несколько учредителей. Для начала работы требуется оплатить госпошлину и предоставить стандартный пакет документов в налоговую службу. Для открытия ООО нужны:
- заявление;
- решение о создании организации;
- устав;
- протокол собрания учредителей, если их несколько.
Медицинский центр узкой направленности может открыть индивидуальный предприниматель, но в этом случае ему нельзя вести деятельность без профильного высшего образования. Если диплома врача нет или частная клиника будет работать по нескольким направлениям сразу, нужно регистрировать ООО, а не ИП.
Далее нужно пройти непростой для многих этап лицензирования каждого вида медицинской деятельности. Если со временем клиника расширит сферу работы, потребуется повторная процедура. Здесь бизнесмену доступны два варианта действий. Можно самостоятельно подготовить документы и предоставить их в Росздравнадзор, но многие предпочитают делегировать процесс лицензирования клиники посредникам.
Расположение и помещение
Удачное расположение медицинского центра — одна из составляющих быстрой окупаемости. При выборе места в первую очередь следует ориентироваться на удобство для клиентов. Для потенциальных пациентов хорошая клиника — та, до которой можно быстро добраться.
Лучше открывать частный центр в непосредственной близости от остановок наземного общественного транспорта или станций метро. Полезно обратить внимание на учреждения, расположенные в окрестностях. Жилые кварталы, офисные центры, государственные поликлиники, детские сады, школы — все это поможет увеличить поток клиентов.
В идеале помещение под будущий медицинский центр должно принадлежать предпринимателю или одному из учредителей ООО. Приобретение недвижимости влечет существенные затраты на старте, зато исключает риски и растущие расходы на аренду в будущем.
Не каждое помещение пригодно для открытия в нем медицинской организации. Чтобы вложения не были напрасными, необходимо на предварительном этапе заказать экспертизу. По окончании проверки на руках у учредителей ООО будет заключение. В документе эксперт укажет, подходит ли конкретная площадь для клиники. Если в процессе проверки будут обнаружены недостатки, которые реально устранить, это тоже будет отражено в заключении.
Все требования к помещениям медицинских организаций отражены в СанПин 2.1.3.2630-10. Основные из них:
- минимальная высота потолков 2,6 м;
- минимальная площадь кабинета 18 м2;
- наличие сертификатов соответствия у всех отделочных материалов;
- обустройство системы вентиляции.
Если стартовый капитал не позволяет построить с нуля или купить здание, помещение можно арендовать. Договор лучше заключать в присутствии юриста. Он разъяснит все нюансы, что в будущем убережет от сложностей. Чтобы выбрать помещение, придется пересмотреть десятки вариантов. Найти их можно на сайтах с объявлениями.
При просмотре предложений важно отмечать тип недвижимости. Помещения свободного назначения часто сдаются в аренду по низкой цене, но они не всегда соответствуют СанПин 2.1.3.2630-10. Лучше сразу подбирать варианты с отметкой «под бизнес в медицинской сфере».
Закуп медицинского оборудования
Качественное высокотехнологичное оборудование для диагностики и лечения — залог успешного бизнеса, поэтому экономить не стоит. Главное условие — наличие у каждой установки декларации соответствия. Все оборудование клиники регистрируется в реестре.
Выбрать аппаратуру без профильного медицинского образования или опыта сложно. В этом случае можно воспользоваться услугой оснащения центра под ключ. К моменту открытия во всех кабинетах будет установлено и настроено необходимое оборудование. Все работы выполняются поставщиком. Дополнительный плюс для клиник — обучение персонала основам работы на аппаратуре.
Клинику необходимо уже на старте работы обеспечить расходными материалами и инструментами. Если при медицинской организации есть своя лаборатория, требуется закупить реагенты для выполнения анализов. Цены на расходники могут расти, поэтому лучше еще до открытия закупить запас с расчетом на 10-12 месяцев, а далее отслеживать расход и своевременно организовывать дозаказ.
Набор персонала
К проверенным надежным врачам пациенты будут возвращаться повторно. Не следует жалеть времени на подбор штата. Сотрудники — это лицо медицинской организации. Объявления о вакансиях размещаются заранее, еще на этапе ремонта помещений и закупки оборудования. Так учредители успеют провести максимум собеседований и нанять достойных кандидатов.
Если клиника многопрофильная, следует охватить как можно больше областей. Желательно, чтобы пациентам были доступны услуги узких специалистов, к которым сложно попасть в муниципальную поликлинику. Это повысит прибыль и обеспечит клинике хорошую репутацию.
При найме обращают внимание на характеристики специалистов:
- образование и уровень категории;
- наличие дополнительных сертификатов;
- опыт работы в медицинских учреждениях, как частных, так и государственных;
- отзывы пациентов — эту информацию можно найти в открытых источниках.
При открытии своей клиники можно предлагать работу врачам из государственных поликлиник и больниц. Если это специалисты с опытом работы и хорошим послужным списком они обеспечат центру стабильный поток людей. У таких врачей своя, наработанная годами клиентская база. Многие пациенты будут рады посещать специалиста, к которому привыкли в поликлинике, в более комфортных условиях частной организации — без очередей и длительного ожидания записи.
В клинику нужны не только врачи. Центр не сможет работать без среднего и младшего медицинского персонала. Обязателен найм администраторов, управляющего, бухгалтера.
Создание сайта
Открыть свой бизнес в сфере медицинских услуг — только начальный этап. Необходимо составление плана по развитию, включающего создание сайта клиники. У организации появится собственная площадка для размещения перечня услуг и информации о текущих акциях.
На сайте можно публиковать отзывы клиентов, чтобы привлечь новых людей. Полезен раздел, рассказывающий о специалистах, их квалификации и опыте работы. Это позволит потенциальным пациентам заочно познакомиться с персоналом, а клинике — выстроить доверительные отношения еще до первого приема.
Маркетинг
Реклама новой медицинской организации поможет привлечь поток клиентов. Часть из них придут по рекомендации знакомых и друзей, другие последуют за проверенными врачами, но этого недостаточно для стабильно высокой прибыли. Нужно сделать так, чтобы об открытой клинике узнало как можно большее количество людей разных возрастных групп. Маркетологи советуют использовать все каналы продвижения:
- СМИ, в том числе местные;
- поисковые системы;
- социальные сети.
Ведение профилей в соцсетях — эффективное дополнение к сайту. Пользователям удобнее получать информацию из ленты новостей. Публикация объявлений о скидках на медицинское обслуживание, акциях, актуальных комплексных программах заинтересует людей и сделает клинику востребованной.
Рынок медицинских услуг постоянно расширяется. Во всех городах открываются узкоспециальные или многопрофильные клиники. Конкуренция высока, но окупить расходы и выйти на стабильных доход при грамотной организации бизнеса можно. Главное — не торопить события и вдумчиво относиться к каждому этапу от выбора помещения для медицинской организации до продвижения услуг.