Каждая клиника сталкивается с жалобами пациентов и отрицательными отзывами в интернете. С негативом всегда нужно работать.
Постоянные клиенты после разрешенного конфликта могут обращаться в клинику за услугами: записываться на приём к врачам, диагностику, исследования, вакцинацию. 45% потребителей говорят, что они с большей вероятностью посетят компанию, если она ответит на отрицательные отзывы.
В статье разберём сроки ответа на жалобу, когда законом разрешено проигнорировать обращение, где стоит отвечать на отзывы пациентов и другие моменты.
Правовые нормы работы с жалобами
Начнём с ситуаций, когда жалоба уже есть.
По закону «О защите прав потребителей», если пациент обнаружил недостаток выполненной работы, он имеет право по своему усмотрению потребовать от клиники:
- устранить недостаток;
- уменьшить стоимость;
- повторно выполнить работу;
- возместить расходы на устранение недостатка;
- полный возврат денег.
Случаи, которые подпадают под действие закона:
- На сайте медицинской организации указан один аппарат, по факту — другой, хуже заявленного.
- Пациентам навязывают услуги и обследования.
- Неподготовленный персонал. Например, администраторы не знают информацию, врач назначил неправильные анализы, процедурная медсестра не умеет делать ЭЭГ.
- Врач нанес вред здоровью. Например, стоматолог повредил щеку.
- У пациента ухудшилось здоровье по вине врача.
Если жалоба пациента относится к этим случаям, то клиника обязана удовлетворить требование в течение 10 дней со дня его предъявления. Если клиника не удовлетворит требование, пациент может подать в суд, обратиться в Роспотребнадзор, Министерство здравоохранения.
Также бывают жалобы, которые не относятся к оказанным услугам:
- Врач обращается к пациентам на «Ты».
- Большие очереди к врачу.
- Маленькое помещение для приема.
- Нельзя оплатить картой или наличными.
- Время первой записи к врачу совпадает со временем начала работы регистратуры. В результате пациенты опаздывают к врачу, возникают конфликты с другими посетителями клиники.
- В клинике нет лифта. Пациенты по лестнице поднимаются на 2-3 этаж. Это тяжело для людей с травмами, инвалидностью.
В таких ситуациях обращение должно быть рассмотрено в течение 30 дней со дня регистрации.
В ст. 11 ФЗ №59-ФЗ указаны случаи, когда клиника может не отвечать на обращение пациентов.
Случаи, когда жалобу можно игнорировать:
- Не указана фамилия пациента или почтовый адрес, по которому необходимо направить ответ.
- В обращении содержатся нецензурные слова или оскорбления, угроза жизни, здоровью и имуществу должностного лица и/или его семьи. В этом случае необходимо сообщить отправителю о том, что недопустимо злоупотреблять законом.
- Текст обращения невозможно прочитать.
- Нельзя определить суть предложения, заявления или жалобы.
- В случае если нельзя ответить на вопрос без разглашения сведений с ограниченным доступом (например, врачебной тайны). Нужно ответить гражданину, направившему обращение, что из-за недопустимости разглашения сведений клиника не может ответить по существу вопроса.
Как работать с отрицательными отзывами в интернете
Мы разобрали ситуации с очными жалобами пациентов на врачей и работу клиники. Есть еще отзывы в интернете, которые важно учитывать.
Как влияют отрицательные отзывы в интернете:
- Негативные отзывы могут перейти в официальную жалобу. По закону, потребитель может направить жалобу в пределах двух лет со дня принятия выполненной работы (оказанной услуги);
- Портят репутацию. Если отрицательных отзывов о клинике больше, чем положительных, потенциальные клиенты после прочтениях этих отзывов усомнятся в профессионализме и уйдут к конкурентам.
С отзывами в интернете необходимо работать. Мы помогаем клиентам с управлением репутацией в интернете: выявляем преимущества клиники, делаем скрытую рекламу в Интернете, анализируем отзывы и закрываем нерешенные вопросы (отрицательные отзывы) с клиентами. Расскажем, что стоит сделать для работы с отзывами.
Форма обратной связи на сайте
Лучший отрицательный отзыв — это отзыв, который не опубликовали на сторонней площадке. О нем не узнают клиенты, проблему можно решить внутри клиники.
Чтобы пациенты писали отзывы, мы делаем форму обратной связи на сайте. На этой странице пользователь указывает контактные данные и пишет сообщение.

Этапы работы с формой обратной связи:
- На сайт устанавливается и настраивается форма обратной связи на JavaScript, AJAX и PHP (пример готового решения под лицензией MIT).
- На указанный электронный адрес приходят письма от пациентов и клиентов клиники.
- Менеджер по работе с клиентами обрабатывает сообщения. Исследование Microsoft показало, что 66% опрошенных ожидают ответа в течение первых 24 часов.
Кроме сбора отзывов, потенциальные клиенты задают вопросы о работе клиники, услугах, врачах.
Индекс лояльности клиентов
NPS — это индекс для измерения лояльности клиентов. Используется для определения готовности клиентов делать повторные покупки, рекомендовать услуги или бренд знакомым и коллегам.
Чтобы измерить индекс лояльности, клиентам задают один простой вопрос: готовы ли вы рекомендовать клинику близким и друзьям? Ответы оцениваются по 10-бальной шкале, где 10 означает “обязательно порекомендую”, а 0 — “Точно не порекомендую”.
Ответы клиентов разделяют на несколько категорий:
- критики (0-6 баллов). Клиенты, которые остались недовольны. Они могут писать негативные отзывы, говорить знакомым, чтобы они не ходили в эту клинику.
- нейтралы (7-8 баллов). Люди, которых устроило качество услуг, но они не готовы рекомендовать бренд и услуги.
- сторонники (9-10 баллов). Клиенты, которые готовы делать повторные покупки и рекомендовать компанию.
Задавая этот вопрос, клиники узнают, кто из пациентов остался доволен услугами, а у кого было негативный опыт. На основе ответов есть возможность:
- Сразу урегулировать негативные ситуации с пациентами.
- Предложить лояльным клиентам, чтобы они рекомендовали клинику. Взамен можно начислить бонусы или предоставить индивидуальную скидку.
- Сопоставить ответы с другими аналитическими данными и скорректировать планы по работе с клиентами и продвижению клиники в интернете.
Работа с отзывами на сторонних площадках
Кроме сообщений через форму обратной связи, пациенты оставляют отзывы на сторонних ресурсах: картографических сервисах, сайтах с отзывами, группах в социальных сетях.
Чтобы пользователи находили клиники, читали и писали отзывы, для «Яндекс.Карт», Google Maps, ПроДокторов и других площадок нужно оформлять карточку клиники.
Картографические сервисы
На сервисах «Яндекс.Карты», Google Maps,2gis пользователи пишут отзывы и выставляют оценку.
Люди, которые выбирают клинику, видят среднюю оценку, количество отзыв, читают положительные и отрицательные отзывы и ответы представителей клиники.

Все отзывы необходимы учитывать. Следует отвечать на отрицательные и положительные отзывы.
Клиентам важно получить ответ. По статистике, 53% клиентов ожидают ответ на отзыв в течение 7 дней после публикации. 63% говорят, что никогда не получали ответ после того, как написали отзыв.
Отвечать пользователям необходимо, как минимум, на крупных и известных сервисах.
Сайты с отзывами о врачах и клиниках
В интернете есть сайты, через которые пользователи ищут клиники, врачей, записываются на приём и оставляют отзывы.
Эти сайты с большой посещаемость. У одного из лидеров, сайта ПроДокторов, свыше 10 миллионов посетителей в месяц.
По количеству отзыв лидирует сайт ПроДокторов. На нем пользователи написали свыше 2 миллионов 600 тысяч отзывов.
На сайтах с отзывами потенциальные клиенты видят среднюю оценку и количество отзывов.

Чтобы пациенты могли написать отзыв, представителям клиники необходимо добавить организацию на сайт, оформить карточку, написать основную информацию, указать контактные данные и часы работы.
Сайты для отзывов
Это общие ресурсы с отзывами. Одни из популярных сайтов — IRecommend.ru и Отзовик. Среди отзывов на обычные товары есть отзывы на работу клиник и врачей.

Сайт автоматически создает карточку клиники после первого отзыва. Чтобы представитель клиники ответил на отзыв, необходимо зарегистрироваться на сайте.
Социальные сети
Чтобы получать информацию о новых отзывах на картах и сайтах отзывов, достаточно настроить уведомления в личном кабинете. Но есть ресурсы, на которых трудно найти отзывы. Например, социальные сети.
Чтобы вовремя отреагировать на отрицательный отзыв, необходимо искать упоминания о клинике. В случае с социальной сетью «ВКонтакте» с этим справляются парсеры (Церебро.Таргет, Таргетхантер).
Часть постов связана с клиникой, а часть не имеет отношения к медицинскому учреждению. Потому что парсеры находят все посты с этими словами, а не только конкретные название. Посты необходимо смотреть и находить нужные.
Как отвечать на отзывы в интернете
На отзывы в интернете необходимо отвечать. Если пользователь оставил отрицательный отзыв и раскритиковал клинику, необходимо уладить проблему.
- Извиниться за случившееся;
- сказать, что хотите разобраться в ситуации;
- уточнить детали: дату и время посещения, ФИО сотрудника и др.;
- попросить контакты для связи (если возможно, написать в личные сообщения);
- разобраться в ситуации;
- написать на странице с отзывом, что связались с пациентом и уладили конфликт.
Разберем примеры хорошей и плохой отработки отзывов.
Пример хорошей отработки отзыва
Девушка в «Яндекс.Картах» поставили одну звезду клиники и написала развернутый отзыв.

Представитель клиники:
- Поблагодарила пациентку за подробный отзыв;
- извинилась за случившееся;
- рассказала о методике снятия налета содой;
- признала недочет;
- рассказала о процедуре профгигиены;
- предложила сертификат на 5 700 рублей (стоимость комплексной гигиены зубов);
- занесла сертификат в карточку пациентки.
Пример плохой отработки отзыва
Часто представители клиник игнорируют отрицательные отзывы в интернете. Если отвечают, то без дополнительной пользы для потенциальных клиентов.
На примере ниже клиент подробно рассказал о ситуации, которая случилась во время сдачи анализов на дому.

Эта Лаборатория работает на партнерских условиях с филиалами. Пользователь об этом не знал и опубликовал отзыв под карточкой другого филиала.
Представитель филиала рассказала об этом. Для потенциальных клиентов эта информация не несет какую-либо ценность. Также отзыв после ответа остался в этой карточке.
В такой ситуации, если есть возможность, можно передать отзыв коллегам в филиал, который работал с клиентом, и сказать об этом пользователю.
Если нет такой возможности, можно частично отработать отзыв. О персонале представитель филиала ничего не знает, но он может рассказать про свертываемость крови. Для потенциальных клиентов такой ответ будет примером, что в этом филиале работают квалифицированные сотрудники.
Как улучшить репутацию и увеличить доход бизнеса
Работа с отзывами и жалобами — это работа над репутацией клиники и средней оценкой в интернете. Чем лучше репутация и выше рейтинг клиники, тем больше клиентов выберут вашу клинику.
«МедСпринт» — агентство, которое работает с медицинскими компаниями и помогает увеличить доход бизнеса:
- Больше 10 лет продвигаем медицинские клиники;
- Находим оптимальные каналы для продвижения, разрабатываем стратегию и доводим до результата;
- Принимаем задачу на любом этапе, учитываем пожелания, корректируем работу;
- Используем трекинг системы задач. Вы всегда видите и знаете, что мы делаем.
Оставьте заявку, мы обсудим детали и разработаем стратегию продвижения и работы с отзывами в интернете.