Телемедицина — практическое направление медицинской науки, цель которого — квалифицированная дистанционная помощь людям, независимо от их местонахождения. Удаленный телемониторинг способствует существенному повышению качества ухода за больными в домашних условиях.

Оказание медицинской помощи на расстоянии с применением Skype, ZOOM, WhatsApp и других сервисов снижает затраты на лечение, помогает выявлять опасные заболевания на ранних стадиях, повышает выживаемость больных с тяжелыми хроническими патологиями.

Skype, ZOOM, WhatsApp

Что такое телемедицина

Телемедицина — это полноценные медицинские консультации с использованием мессенджеров и средств видеосвязи. Врач видит пациента, результаты инструментальных и лабораторных исследований на своем мониторе, назначает и корректирует лечение.

Телемедицина дает возможность оперативно получать качественную медицинскую помощь пациентам из самых отдаленных уголков страны и всей планеты в целом. Так, если вы плохо почувствуете себя на отдыхе в Африке, вы можете получить оперативные рекомендации профессионального русскоговорящего специалиста. Достаточно возможности подключения к интернету.

Сегодня телемедицинские проекты стали частью системы здравоохранения большинства развитых стран. Одной из первых телемедицину внедрила Норвегия. Наибольшее распространение телемедицинские технологии получили в странах Северной Америки (США, Канаде) и Австралии.

Телемедицина в России

В России Федеральный Закон № 242 «О телемедицине» начал действовать с 2018 года. Он регламентирует оказание телемедицинских услуг, обеспечивает правовые аспекты, связанные с обработкой персональных данных и удаленной выдачей рецептов на лекарственные препараты. Согласно его тексту официально стало возможным консультирование пациентов врачами по телефону или видеосвязи.

В рамках дистанционной консультации врач может:

  • корректировать терапию — изменять режим и дозировку ранее назначенных препаратов, назначать другие лекарственные средства;
  • направлять пациента на консультации к узким специалистам;
  • рекомендовать пройти необходимые лабораторные анализы и инструментальные исследования.

Дистанционное наблюдение и корректировка лечения могут проводиться только после очной консультации и при наличии установленного диагноза. Заочное установление диагноза — даже с применением новейших телемедицинских технологий — недопустимо.

В Российской Федерации разрабатываются базовые технологии для предоставления медицинских услуг, обеспечивающие надежную связь и отвечающие высочайшим требованиям к качеству передачи данных. В 2021 году планируется запуск телемедицинской платформы, интегрированной с порталом Госуслуг, которая будет работать по всей стране в рамках программы обязательного медицинского страхования.

Виды услуг в телемедицине

Телемедицинские услуги можно условно разделить на 2 направления:

  1. Обмен информацией между врачами — оперативное консультирование, непрерывное обучение, трансляция хирургических операций. Телемедицина в данном направлении практикуется уже несколько десятилетий, однако современные цифровые технологии позволили выйти ей на новый, более качественный уровень.
  2. Взаимодействие врача и пациента — консультирование, осуществление непрерывного мониторинга. Более новое направление, активно распространяющееся с конца прошлого века.

Определяющее значение для многих пациентов имеет телемониторинг — постоянное наблюдение за физиологическими показателями (артериальное давление, глюкоза крови и другие), считываемыми биометрическими датчиками, которые регулярно отправляются специалисту с помощью передающих устройств. Таким образом, врач может контролировать состояние пациента постоянно, а не эпизодически — в ходе амбулаторного приема.

Такое наблюдение важно для пожилых и маломобильных пациентов, людей любого возраста с тяжелыми хроническими заболеваниями. В пожилом возрасте, когда повышается риск возникновения опасных для жизни патологий, тщательное наблюдение позволяет выявить их на самых ранних стадиях, что значительно повышает эффективность лечения и выживаемость.

Активное внедрение телемониторинга в группе пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями в развитых европейских странах позволило снизить смертность на 20–25% по сравнению с тем временем, когда люди могли пользоваться исключительно очной медицинской помощью.

Телемедицина

В каких случаях может использоваться

В настоящее время телемедицина повсеместно получает все более широкое применение. Чаще всего ее берут на вооружение врачи общей практики — терапевты. Также телепомощь играет большую роль в следующих областях медицины:

  1. Неонатология — телемониторинг новорожденных с низкой и экстремально низкой массой тела. Это существенно облегчает выхаживание таких младенцев, повышает показатель выживаемости, снижает риск инвалидности.
  2. Педиатрия — дистанционное консультирование и мониторирование исключает стресс от посещения клиники, снижает вероятность инфекций, которым особенно подвержены маленькие пациенты. Осознание того, что малыш находится под профессиональным контролем, снижает тревогу у родителей.
  3. Кардиология. Благодаря передающим устройствам, отслеживающим сердечный ритм, сатурацию и другие показатели, электронным имплантатам (кардиостимуляторам, дефибрилляторам) с телеметрическими функциями, врач может своевременно реагировать на тревожные изменения — срочно скорректировать медикаментозное лечение, назначить внеплановый очный прием, рекомендовать госпитализацию.
  4. Психиатрия, психофизиология, психология — психологическая реабилитация, адаптация пациентов в ходе аудиовизуального общения с врачом. Такая помощь часто необходима женщинам в послеродовом периоде.
  5. Медицина катастроф. Получение информации с мест стихийных бедствий, техногенных катастроф, боевых действий позволяет быстро организовать помощь пострадавшим. В свою очередь, дистанционная помощь людям, получившим минимальные поражения, освобождает врачей, работающих на месте, давая возможность спасти большее число тяжелораненых.

Плюсы и минусы телемедицины

Телемедицина позволяет оказывать плановую квалифицированную медицинскую помощь огромному количеству людей, особенно в условиях пандемии, когда на борьбу с инфекцией уходят все ресурсы — перепрофилируются медицинские учреждения, не хватает врачей. Другой неоспоримый плюс дистанционного консультирования — исключение риска заражения.

Пациенты и врачи отмечают и другие достоинства телемедицинских услуг:

  1. Повышение доступности медицинской помощи — экстренную консультацию с коррекцией терапии могут получить даже пациенты из отдаленных населенных пунктов. Это особенно актуально для России с ее масштабами и низкой плотностью населения.
  2. Снижение нагрузки на врачей — исследования, проведенные в развитых европейских странах, демонстрируют, что внедрение телемедицины позволило уменьшить число очных амбулаторных консультаций на 30%.
  3. Комфортные условия для пациента — можно выбрать удобные день и время для консультации, не нужно тратить время на дорогу до клиники, стоять в очереди на прием. Консультацию можно получить на дому, в офисе или даже на лавочке в парке.
  4. Повышение личной ответственности пациента, более тщательное выполнение рекомендаций врача. Свыше 90% больных, которые открыли для себя преимущества телемедицины, используют домашние методы самоконтроля, внимательно относятся к своему здоровью, соблюдают режим дня, диету и пр.
  5. Снижение почти на треть расходов на медицинское обслуживание — телепомощь стоит гораздо ниже врачебной консультации в амбулатории.

Обслуживание в подобном формате обладает и рядом недостатков. Основные из них:

  1. Невозможность провести полноценный осмотр с пальпацией, применением инструментов. Это накладывает определенные ограничения. В частности, диагноз в ходе телепомощи установить невозможно, для этого необходимо обратиться в клинику очно.
  2. Повышенная вероятность утечки персональных данных — риск того, что о вашем состоянии здоровья могут узнать работодатель и другие посторонние люди.
  3. Опасность попасть на прием к мошеннику, не обладающему должной квалификацией, если используется телесервис не муниципального, а коммерческого учреждения.

Чтобы минимизировать риск мошенничества, необходимо тщательно изучить сайт клиники. Надежные проверенные медицинские учреждения публикуют документацию, на основании которой предоставляются медицинские услуги. На сайте также должна размещаться исчерпывающая информация о специалистах, в частности, их сертификаты.

Приблизительная стоимость телемедицинских услуг

Единого тарифа на телемедицинские услуги не существует. Их стоимость рассчитывается индивидуально и зависит от квалификационной категории врача, времени необходимого для полноценной консультации, ценовой политики клиники. В разных регионах цена консультации одного и того же профильного специалиста условно может варьироваться от 100 до 2500 рублей.

Средняя стоимость телемедицинской консультации в Москве составляет около 1500 рублей. Наиболее низкие тарифы отмечаются на дистанционные услуги терапевта, офтальмолога, педиатра (1300 рублей). Существенно дороже обойдутся консультация кардиолога (1800 рублей) и часовой сеанс психиатра (4500 рублей).

Бесплатная 15-минутная консультация

Обсудим задачи и расскажем о Топ-5 самых эффективных инструментах в медицинском интернет-маркетинге